ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТИЗЫ ФАРФОРА

06.12.2013
от

Сведения об авторе:
Политова Марина Алексеевна, искусствовед; член Российской Академии Естествознания (РАЕ), член Национального союза экспертов; ведущий научный сотрудник сектора выставочной работы ГИМЗ «Горки Ленинские», преподаватель факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова.

ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТИЗЫ ФАРФОРА:
проблемы терминологии, задачи эксперта, характеристика принципов

Атрибуция или экспертиза?
Атрибуция (от лат. аttributio – приписывание) – это вид искусствоведческого исследования, целью которого является историко-художественное определение произведения искусства, включающее в себя такие категории как: время, место создание, принадлежность к определенной художественной школе, установление авторства. Другими словами, атрибуция помогает обозначить место объекта художественного творчества в пространственно-временном контексте истории искусства.
Термин «атрибуция» понятийно тесно связан с термином «экспертиза», что порождает непонимание и путаницу в словесном употреблении этих видов исследования произведений искусства. На самом деле, атрибуция является частью экспертизы, которая в свою очередь призвана идентифицировать произведение искусства, т.е. установить подлинность на соответствие между приписываемыми и реальными характеристиками произведения. Атрибуция предполагает искусствоведческую характеристику произведения, его «внешнюю» структуру. Главная задача экспертизы – это определение и подтверждение подлинности произведения искусства. Поэтому экспертиза обязательно подразумевает проникновение во «внутреннее» устройство произведения и заключает в себе три типа анализа:
1. Формально-стилистический;
2. Историко-искусствоведческий;
3. Технико-технологический.
Примеры различия атрибуции и экспертизы мы можем найти во многих музеях России и мира. Предмет искусства, поступая на хранение в музей, проходит атрибуцию музейного хранителя. Далее, если произведение не имеет высокой художественной ценности, которая формируется за счет многих показателей, то за нехваткой времени и средств на проведение экспертизы, произведение просто лежит в недрах хранилища долгие годы. Зачастую совершенно случайно – при проверке фонда, открытии малоизвестного старого мастера, новых технологических исследованиях, или просто приходе более опытного хранителя-энтузиаста – замечают особенность запылившегося произведения. Вот тогда и прибегают к экспертизе – отправляют произведение на технологическое исследование и сверяют полученные данные с атрибуцией. Если они не соответствуют, начинается работа по атрибуции, уже базирующейся на технологическом анализе. Итогом такого труда является экспертное заключение, в котором отражены результаты всех исследований произведения искусства.
В заключение несколько слов о роли атрибуции в XXIвеке. Приведенный выше пример из музейной практики ХХ века характерен и сегодня. Другой пример атрибуции складывается в условиях бурно развивающегося рынка антиквариата. Продажа произведений искусства, зачастую имеющих исключительно антикварное значение, а не историческое, в начале XXIвека становится невозможной без экспертного заключения. Проведение экспертизы становится все более дорогим процессом, за счет повышения ответственности экспертов за предоставленные заключения. В связи с этим, в антикварной среде распространен метод атрибуции – исключительно словесной, основанной на знании и авторитете искусствоведов. По внешнему виду определяется время, место, иногда авторство произведения искусства. Этой атрибуцией, ссылаясь на авторитет ее автора, пользуются многие участники сегодняшнего рынка антиквариата. Этот современный подход, на мой взгляд, иллюстрирует предназначение атрибуции, которое заключено в самом термине, а именно – приписывать. Произведение к определенному автору, или автора к какому-либо произведению. Это еще раз подчеркивает необходимость включения атрибуции в процесс экспертирования, а не вычленение ее в отдельно стоящий и тем более самодостаточный анализ произведения искусства, который является, по сути, умозрительным заключением искусствоведа.

Чайник или кофейник?
Казалось бы, неужели сложного определить в какой сосуд наливать чай, а в каком подавать кофе. На самом деле, вопрос предназначения того или иного предмета быта, ставшего предметом искусства, порой затруднителен, но крайне важен. И это только одна из немногих составляющих в атрибуции или экспертизе произведений искусства из фарфора. Учитывая вышеизложенное рассуждение о различиях методов подтверждения подлинности, надо признать, что в области фарфора в большей степени используется атрибуция, т.к. с тарелки очень сложно взять красочный слой, чтобы отправить его на технико-технологический анализ, на подобии живописной работы.
Наверное, каждому эксперту по фарфору не раз посчастливилось испытать чувство радости от узнавания того или иного фарфорового предмета – фабрику-изготовителя, скульптора, эпоху. Но точно также многим приходилось сталкиваться с «загадками» фарфора: иногда предметы одного сервиза выполнялись на разных мануфактурах; один завод перенимал скульптурный сюжет другой мануфактуры. Порой декор предметов явно говорил о руке одного мастера, а фабрики оказывались разными, т.к. он «успел» поработать как в Германии, так и в России. Таких примеров достаточно много и настоящей удачей является возможность просто с исторической точки зрения найти логическое обоснование некоторым недоразумениям. Но у медали две стороны. И вторая в истории фарфорового производства – это рынок подделок, активно развивающийся с середины XIXвека и сегодня достигающий своего апофеоза: как в мастерстве исполнения, так и в «невозможности» цены. В связи с этим официальная атрибуция эксперта, юридически отвечающего за надежность своих знаний, становится катастрофически необходимой. Причем не только для рынка антиквариата, о котором столько говорилось выше, но и для музейного сообщества – в целях более надежного сохранения коллекций фарфора и их защищенности.
Как известно, каждая вещь имеет свою цену, несмотря на другое утверждение, что «вечные ценности» ее лишены. Поэтому при экспертизе произведений искусства, конечно же, определяется его стоимость в соответствии с современной рыночной оценкой. Как формируется цена рынка – вопрос отдельный и до сих пор кажущийся риторическим, несмотря на появление систем расчета стоимости произведений искусства, привлечения статистики цен аукционов и пр. Но при оценке фарфорового предмета с последующим определение его цены необходимо учитывать несколько производственных характеристик (завод, марка, эпоха, авторство и пр.) и последствия «жизни» предмета в бытовой, а затем историко-культурной среде (сохранность, уникальность, редкость и пр.). Каждое из этих понятий отвечает за подтверждение или отрицание подлинности предмета, а также влияет на его стоимость.

На что смотреть?
Теперь стоит классифицировать характеристики фарфорового произведения, необходимые для полноценной атрибуции и влияющие на стоимость фарфора. Конечно же, этот список не является всеобъемлющим и не претендует на исключительность своего подхода. Но он заключает в себе обоснование основных признаков подтверждающих или отвергающих подлинность произведения искусства.
1. Марка (клеймо).Во-первых, клеймо – это «паспорт» фарфорового произведения, который сообщает нам место его «рождения», т.е. мануфактуру. У всех на слуху Мейсенский фарфор, Императорский фарфоровый завод и прочие, которые сегодня как и во все времена ценятся крайне высоко. Но ведь были многочисленные, но не столь крупные, а некоторые и недолго существовавшие заводы Тюрингии, мастерские Гжели. Сегодня произведения заводов этих территорий также являются страстью коллекционеров. Во-вторых, клеймо – это защита «фарфорового бренда», т.к. каждая мануфактура имеет свою марку, которая наносится определенным способом, различными цветами, символическими, графическими или буквенными обозначениями. Подтверждение подделки произведения из фарфора зачастую происходит именно из-за несоответствия клейма известным вариантам.
2. Эпоха создания предметаиграет важную роль в атрибуции, т.к. она говорит нам о соответствии стилистического решения предмета и бытовой или культурной среде, для которой он был создан. Классицистические черты фарфора эпохи Екатерины IIсложно перепутать с ампиром Александра I, который в свою очередь может быть очень схож с французским фарфором первой четверти XIXвека. А если говорить о ценообразовании, то, конечно же, фарфор ранних эпох будет намного выше в стоимости по сравнению, например, с фарфором конца XIXвека.
3. Состояние предмета, его сохранность являются очень важными показателями. Первоначально может показаться, что это влияет только на формирование цены. Но приведу наглядный пример: в эпоху русского ампира создавалось большое количество посудных форм, имеющих четко выраженные декоративные элементы. Допустим, что у чайника отсутствует носик – тогда мы сможем атрибутировать его как «чайник в стиле ампир с утерянной носовой частью». А если вспомнить Гаттебергера – создателя выдающихся замысловатых скульптурных композиций для посудных форм в русском ампире, тогда отношение к этому чайнику кардинально поменяется. Во-первых, он станет реликвией, разработка которой принадлежала выдающейся личности фарфорового производства, во-вторых, этот чайник в разы возрастет в цене.
4. Существуют еще две характеристики, которые, правда, больше относятся именно к формированию цены на фарфоровое произведение. Это уникальность предмета и его редкость, два взаимосвязанных понятия. Уникальность может быть определена по различным признакам – уникальность техники исполнения, яркое выражение авторства, даже трудность изготовления, аналогичное соответствие со знаменитыми произведениями и пр. Редкость же, как правило, всегда является подтекстом уникальности: если предметов, изготовленных в уникальной технике, становится слишком много, то и техника перестает быть чем-то недостижимым; если в музеях сохранилось большое количество произведений одного и того же автора, а на антикварном рынке его произведениями пестрит каждая галерея, то в чем же его редкость, а уж тем более уникальность! Правда, данные рассуждения больше подходят для мануфактур, поставивших производство фарфора «на поток», для массового распространения – лучшим примером может стать производство, объединенное фамилией Кузнецовых. Но у того же М.С. Кузнецова были произведения, которые сегодня составляют настоящую коллекционную редкость – и не потому, что это были тарелки, которые со временем разлетелись вдребезги, а по той причине, что произведения эти имели высокохудожественную значимость и истинную оригинальность.
Вот такие задачи ставит перед современными искусствоведами экспертиза фарфора. Это «белое золото», секрет которого, казалось бы, был разгадан в Европе в начале XVIIIвека, до сих пор полно тайн, придающих ему еще больше очарования и доставляющих наслаждение от созерцания – как профессионалам, так и любителям.

http://iso-museum.ru/blog/post_1309758504.html

Метки:

Написать ответ

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

vt-design - сайты красиво, качественно, быстро